Авторы
Петрунина А.А.
Организации
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Секция
Космос в социальных науках
Текст тезисов
Главной особенностью современной космической деятельности является расширение субъектного состава за счет активного включения частного сектора. Несмотря на это, действующее международное космическое право не регулирует вопросы частной космонавтики, в том числе вопросы ответственности. Как следствие, это приводит к правовой неопределенности и потенциальным правовым рискам. Для решения этой проблемы соответствующие нормы разрабатываются в рамках национального законодательства, различия в которых усугубляют ситуацию. Одновременно с этим, институт ответственности является фундаментальной правовой категорией регулирования отношений в различных отраслях хозяйственной деятельности.
Таким образом, появляется потребность в разработке специализированных норм об ответственности частных субъектов в космической деятельности с учетом особенностей космической отрасли. В качестве первого шага предлагается доказать объективную необходимость существования такой правовой категории.
В соответствии с международным космическим правом выделяются два основания ответственности в космической отрасли: сам факт осуществления космической деятельности и материальная ответственность за ущерб. Данные положения напрямую применимы только к государствам и международным организациям.
В связи с этим, обратимся к национальному законодательству. В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 №5663-1, граждане, виновные в нарушении данного Закона и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. Таким образом, к частным космическим компаниям применяются общие положения гражданского, административного права и соответствующие нормы других отраслей.
По нашему мнению, такой подход не учитывает специфику космической деятельности, для которой характерны: высокая себестоимость продукции, долгий срок ее окупаемости, использование ресурса в виде космического пространства, а также специфические риски, связанные с производством и эксплуатацией космической техники.
Таким образом, первым фактором, указывающим на необходимость принятия специализированных норм, выступает специфика космической деятельности.
Далее, учитывая, что сегодня космическая отрасль по-прежнему нуждается в снижении себестоимости (в качестве одного из решений предлагается конвейерное производство) и внедрении инновационных подходов к решению научно-технических проблем, частные космические компании участвуют практически на всех этапах жизненного цикла космических проектов. Как следствие, требуются дополнительные ресурсы для выполнения, например, государственного задания или соглашения о государственно-частном партнерстве. Так, вторым фактором является создание благоприятных условий для привлечения и удержания частных компаний в отрасли.
Рассматривая отдельные правовые категории, отметим, что понимание некоторых из них неприменимо к космической отрасли вовсе. Например, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). На практике суды в России чаще относят к ним стихийные бедствия природного (наводнения, пожары, ураганы и т.д.) и техногенного характера (массовые заболевания, забастовки, военные действия и другое). Очевидно, что такое понимание судами не соответствует специфике космической деятельности.
Отдельные вопросы связаны с особенностями страхования, которое отличается от любой другой деятельности как по страховым случаям, так и по размерам страховых выплат.
Таким образом, учитывая специфику космической отрасли, специализированные нормы ответственности для частных компаний необходимы и представляют собой необходимый ответ на уникальные вызовы отрасли. Они обеспечат правовую определенность, защиту общественных интересов и устойчивое развитие космической деятельности, что невозможно достичь с помощью общих норм гражданского и коммерческого права.
Список использованных источников
1. О космической деятельности [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 20.08.1999 №5663-1 (ред. от 13.06.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3219/ (дата обращения: 12.03.2025).
Таким образом, появляется потребность в разработке специализированных норм об ответственности частных субъектов в космической деятельности с учетом особенностей космической отрасли. В качестве первого шага предлагается доказать объективную необходимость существования такой правовой категории.
В соответствии с международным космическим правом выделяются два основания ответственности в космической отрасли: сам факт осуществления космической деятельности и материальная ответственность за ущерб. Данные положения напрямую применимы только к государствам и международным организациям.
В связи с этим, обратимся к национальному законодательству. В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 20.08.1993 №5663-1, граждане, виновные в нарушении данного Закона и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [1]. Таким образом, к частным космическим компаниям применяются общие положения гражданского, административного права и соответствующие нормы других отраслей.
По нашему мнению, такой подход не учитывает специфику космической деятельности, для которой характерны: высокая себестоимость продукции, долгий срок ее окупаемости, использование ресурса в виде космического пространства, а также специфические риски, связанные с производством и эксплуатацией космической техники.
Таким образом, первым фактором, указывающим на необходимость принятия специализированных норм, выступает специфика космической деятельности.
Далее, учитывая, что сегодня космическая отрасль по-прежнему нуждается в снижении себестоимости (в качестве одного из решений предлагается конвейерное производство) и внедрении инновационных подходов к решению научно-технических проблем, частные космические компании участвуют практически на всех этапах жизненного цикла космических проектов. Как следствие, требуются дополнительные ресурсы для выполнения, например, государственного задания или соглашения о государственно-частном партнерстве. Так, вторым фактором является создание благоприятных условий для привлечения и удержания частных компаний в отрасли.
Рассматривая отдельные правовые категории, отметим, что понимание некоторых из них неприменимо к космической отрасли вовсе. Например, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). На практике суды в России чаще относят к ним стихийные бедствия природного (наводнения, пожары, ураганы и т.д.) и техногенного характера (массовые заболевания, забастовки, военные действия и другое). Очевидно, что такое понимание судами не соответствует специфике космической деятельности.
Отдельные вопросы связаны с особенностями страхования, которое отличается от любой другой деятельности как по страховым случаям, так и по размерам страховых выплат.
Таким образом, учитывая специфику космической отрасли, специализированные нормы ответственности для частных компаний необходимы и представляют собой необходимый ответ на уникальные вызовы отрасли. Они обеспечат правовую определенность, защиту общественных интересов и устойчивое развитие космической деятельности, что невозможно достичь с помощью общих норм гражданского и коммерческого права.
Список использованных источников
1. О космической деятельности [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 20.08.1999 №5663-1 (ред. от 13.06.2023). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3219/ (дата обращения: 12.03.2025).