Подал: Екимовская Анна Алексеевна (очно)
Авторы
Екимовская А.А.
Организации
ФГБОУ ВО НИУ "Московский авиационный институт"
Секция
Космос в социальных науках
Научный руководитель
Д.т.н. Лебедев Владимир Валентинович
Место работы научного руководителя
МБОУ "Гимназия №5", город Королёв, Московская область
Текст тезисов
Актуальность исследования обосновывается необходимостью разработки законодательной базы, которая не только отражает современное состояние проблемы в средней школе на основе исторического анализа, а, напротив, опережает, прогнозирует события. В настоящее время во многих законодательных документах наблюдается ниша в области патентной работы, хотя это направление имеет многовековую историю развития как в России, так и в мировой практике. Сейчас ничто не мешает не только обеспечить такое соответствие, но ещё и априорно предусмотреть то, что понадобится в перспективе. Был выбран конкретный объект исследования – школьный научно-технический кружок, в котором автор проработала пять лет и постепенно пришла к осознанию важности результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В школьном кружке основным направлением деятельности является космическая тематика, поэтому первые патенты и заявки школьников связаны с этой областью. Например, первый патент на полезную модель ученица 9-го класса получила на учебную установку, позволяющую изучать параметры орбит космических аппаратов. Две заявки на патенты были поданы на бесконтактный способ передачи электроэнергии при работе космонавта в открытом пространстве вблизи орбитальной станции. Предметом изучения является патентная работа и начало патентной деятельности школьников. Специалисты в области интеллектуальной собственности отмечают: «Чем больше хороших специалистов, тем сильнее рынок интеллектуальной собственности». Защита РИД начинает приносить студенту материальные блага со стороны государства даже во время обучения в ВУЗе, то есть сразу после окончания средней школы. В таком раннем начале экономической и правовой деятельности студента, а ещё лучше, школьника, заключается практическая значимость работы. Новизна работы состоит в предложении начальной программы обучения школьников основам патентной деятельности.
В процессе выполнения работы применён практический метод, основанный на реальном решении актуальных задач по защите РИД.
Важный вывод для начинающих изобретателей был субъективный, но подтверждённым практикой. Наверное, есть смысл рекомендовать сначала опробовать силы в патентной защите более простых объектов интеллектуальной собственности – полезных моделей, и только потом переходить к изобретениям.
Можно утверждать, что приобретённый личный опыт автора, пусть даже на отрицательном результате, сыграл более важную роль для последующей деятельности, чем получение патента на изобретение. Этот опыт связан с педагогическим направлением, в которое теперь обязательным решением была добавлена патентная работа. Основы педагогики существенны для правильного общения с учениками, поэтому были изучены основные положения теории Льва Семёновича Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребёнка и о потенциальной психологической зоне. Опыт показал, что ученик, впервые подающий заявку на патент, панически боится комплекта документов, которые необходимо оформить. Для устранения страха надо предложить один раз пройти процедуру подачи заявки на патент на полезную модель. Желательно и проще оформительскую ошибку предотвратить, чем потом её исправлять, поэтому труд школьника надо постоянно контролировать.
Результат работы, сразу надо сказать, долгий, появился через полтора-два года после формулировки новой для школьного кружка задачи. Этот результат виден сразу в двух направлениях. Во-первых, методическая работа доказала ученикам необходимость защиты РИД и научила их первично работать с документацией. Во-вторых, началось безбоязненное общение учеников с представителями научного сообщества.
В результате внедрения первого, пробного учебного курса по патентной деятельности были получены следующие основные результаты.
1. Основным препятствием к правовой защите РИД школьниками и студентами является, прежде всего, психологический фактор и незнание патентного законодательства.
2. Психологический барьер начинающих изобретателей, как студентов, так и школьников, вполне может быть преодолён, если руководствоваться педагогическими принципами Л.С.Выготского о процессе обучения и развития как расширении зон актуального и ближайшего развития, применительно к области интеллектуальной собственности.
3. Основное внимание было направлено на простое и доступное изложение материала с целью реализации начальных принципов заинтересованности учеников – от живого созерцания к абстрактному мышлению, от простого к сложному.
4. Отдельный раздел курса - это патентное делопроизводство. Личный пример помог преодолеть трудности.
5. На конкретных примерах доказано, что не следует бояться ошибок в процессе патентной защиты РИД. Ошибаться могут как заявители, так и эксперты, например, запрашивая разъяснения описания технического решения или оформленной патентной документации.
6. В процессе реализации учебного курса было выполнено распределение обязанностей. Задачи ученика – думать, пробовать, изобретать, испытывать. Задачи руководителя – проверять, помогать, исправлять, оформлять, постоянно беседовать с учеником, составлять формулу изобретения или полезной модели.
7. Результат работы проявился очень быстро, хотя не сразу. Через полтора-два года произошёл качественный пересмотр отношения учеников к защите РИД, который выразился в количественных показателях поданных заявок и полученных патентов. Доказательством интереса стал рост в геометрической прогрессии числа учеников, начавших общение с Роспатент, резкое увеличение числа заявок.
В процессе выполнения работы применён практический метод, основанный на реальном решении актуальных задач по защите РИД.
Важный вывод для начинающих изобретателей был субъективный, но подтверждённым практикой. Наверное, есть смысл рекомендовать сначала опробовать силы в патентной защите более простых объектов интеллектуальной собственности – полезных моделей, и только потом переходить к изобретениям.
Можно утверждать, что приобретённый личный опыт автора, пусть даже на отрицательном результате, сыграл более важную роль для последующей деятельности, чем получение патента на изобретение. Этот опыт связан с педагогическим направлением, в которое теперь обязательным решением была добавлена патентная работа. Основы педагогики существенны для правильного общения с учениками, поэтому были изучены основные положения теории Льва Семёновича Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребёнка и о потенциальной психологической зоне. Опыт показал, что ученик, впервые подающий заявку на патент, панически боится комплекта документов, которые необходимо оформить. Для устранения страха надо предложить один раз пройти процедуру подачи заявки на патент на полезную модель. Желательно и проще оформительскую ошибку предотвратить, чем потом её исправлять, поэтому труд школьника надо постоянно контролировать.
Результат работы, сразу надо сказать, долгий, появился через полтора-два года после формулировки новой для школьного кружка задачи. Этот результат виден сразу в двух направлениях. Во-первых, методическая работа доказала ученикам необходимость защиты РИД и научила их первично работать с документацией. Во-вторых, началось безбоязненное общение учеников с представителями научного сообщества.
В результате внедрения первого, пробного учебного курса по патентной деятельности были получены следующие основные результаты.
1. Основным препятствием к правовой защите РИД школьниками и студентами является, прежде всего, психологический фактор и незнание патентного законодательства.
2. Психологический барьер начинающих изобретателей, как студентов, так и школьников, вполне может быть преодолён, если руководствоваться педагогическими принципами Л.С.Выготского о процессе обучения и развития как расширении зон актуального и ближайшего развития, применительно к области интеллектуальной собственности.
3. Основное внимание было направлено на простое и доступное изложение материала с целью реализации начальных принципов заинтересованности учеников – от живого созерцания к абстрактному мышлению, от простого к сложному.
4. Отдельный раздел курса - это патентное делопроизводство. Личный пример помог преодолеть трудности.
5. На конкретных примерах доказано, что не следует бояться ошибок в процессе патентной защиты РИД. Ошибаться могут как заявители, так и эксперты, например, запрашивая разъяснения описания технического решения или оформленной патентной документации.
6. В процессе реализации учебного курса было выполнено распределение обязанностей. Задачи ученика – думать, пробовать, изобретать, испытывать. Задачи руководителя – проверять, помогать, исправлять, оформлять, постоянно беседовать с учеником, составлять формулу изобретения или полезной модели.
7. Результат работы проявился очень быстро, хотя не сразу. Через полтора-два года произошёл качественный пересмотр отношения учеников к защите РИД, который выразился в количественных показателях поданных заявок и полученных патентов. Доказательством интереса стал рост в геометрической прогрессии числа учеников, начавших общение с Роспатент, резкое увеличение числа заявок.