Как увидеть востребованный результат интеллектуальной деятельности по космической тематике при работе в школьном кружке?

Подал: Глушкова Валерия Сергеевна (очно)

Авторы
Глушкова В.С.
Организации
МБОУ СОШ №12, кружок "Юный физик - умелые руки", город Королёв, Московская область
Секция
Доклады школьников
Подсекция
Социальные аспекты
Научный руководитель
Екимовская Анна Алексеевна
Место работы научного руководителя
ФГБОУ ВО НИУ "Московский авиационный институт", Аэрокосмический факультет
Текст тезисов
Новую работу нельзя считать новым направлением исследования. Однако она является обязательной частью для всех, кто начал интересоваться техникой. Первая авторская работа была посвящена магнетронному способу управления электронами. Надо было изготовить простейшее устройство, намотать катушку на лампу, но одновременно изучить литературу. Одна фраза сначала была пропущена мимо ушей, но теперь к ней пришлось вернуться: «Магнетронный способ был придуман для обхода патента электрического управления током в радиолампах». С этой фразы началось знакомство с патентной деятельностью.
Методика опыта очень простая. Надо приближать и удалять магнит, глядя на показания амперметра. Эффект есть. Но, опять-таки, дело не в методике, а в упущенной интеллектуальной собственности. Руководитель кружка упоминал, что надо патентовать новое техническое решение, но к этим словам сначала никто не прислушивался. Как увидеть интеллектуальную собственность в этом опыте? Просто послушать советы и обсудить с руководителем. Даже в этом опыте просматривается новизна. Черновой вариант фрагмента формулы полезной модели может звучать так: способ изучения магнетронного управления электронами…, отличающийся тем, что магнит вручную приближают и удаляют от соленоида, намотанного вокруг радиолампы… Это пример первой ошибки, где совет патентования остался без внимания.
Новый учебный год начался с новой темы. С одной и той же работой долго выступать на конференциях и конкурсах нельзя, но направление осталось прежним – электромагнетизм. С первого сентября начался ажиотаж, потому что заканчивались сроки приёма заявок на важные мероприятия. Новая работа была построена по-другому. Два патента-аналога были изучены, настало время намотать катушку. Сразу начались трудности. Как не склеивай – разматывается! А установку ещё и перевозить надо, и показывать на выставках. Но теперь призыв руководителя кружка был воспринят иначе: «Справилась – оформляй заявку на патент!» Так и появилась задача сделать катушку неразматывающейся. Решение привело к заявке на патент на полезную модель. Правда, пока неудачной. Всего-то надо сделать ободок вокруг проводов и залить клеем. Клей патентовать не надо, а ободок – это, вроде бы, новизна. Техническая реализация налицо, подтверждена действующим устройством. Изобретательского уровня здесь нет, поэтому интеллектуальная собственность может быть защищена только в виде полезной модели. Значит, результат – это решение конкретной практической задачи. Решил – подавай заявку, конечно, с предварительной проверкой. Дальше даже не пришлось отыскивать новые продукты. Они были оформлены зависимыми пунктами в формуле полезной модели.
Усмотреть второй новый продукт было ещё проще. Аналог – это патент Купера. У Теслы и Купера в устройствах по одной катушке. Наматывать каждый раз новую очень долго. Появилась задача универсального устройства для упрощения работы, её решение – новый продукт. Были бифиляры, стали трифиляры, тетрафиляры, гексафиляры, и вообще, полифиляры с любым режимом работы. Результатом работы стало не только внимательное отношение в созданному, но ещё новые знания. Конечно, с помощью руководителя были оформлены заявки, собраны документы, испрошена и оплачена льготная пошлина, получены ответы. Первые ответы неутешительные, но путь освоен, надо постоянно следить за результатами своей интеллектуальной деятельности.
Вывод. Востребованный продукт интеллектуальной собственности есть в результатах практической работы каждого, кто занимается научно-техническим творчеством (создал новое – оформи заявку на патент).