Подал: Кирнева Кристина Денисовна (очно)
Авторы
Кирнева К.Д.
Организации
МБОУ СОШ №12, город Королёв, Московская область
Секция
Космос в социальных науках
Научный руководитель
Екимовская Анна Алексеевна
Место работы научного руководителя
ФГБОУ ВО НИУ "Московский авиационный институт", Аэрокосмический факультет
Текст тезисов
Опытный изобретатель помнит ошибки в патентовании. Но одновременно он помнит пути их преодоления. В школьном научно-техническом кружке, работающем в области космической тематики, при оформлении заявки на полезную модель обычно нет ошибок по технической реализуемости, потому что заявляется то, что уже воплощено в действующую установку. Чаще всего у Государственных экспертов по интеллектуальной собственности есть нарекания к новизне. В условиях школы нет возможности провести детальное патентное исследование на новизну технического решения, но предварительный поиск аналогов выполнить вполне реально. Значит, надо детальнее искать информацию в общедоступных источниках. Изобретательский уровень – это постоянное развитие личности в технике, праве и интеллектуальной собственности. Но дойти до заявки на патент на изобретение можно только постепенно, решая практические задачи. Исправление ошибок при подаче заявок на патенты позволяет грамотно оценивать полученные результаты в области интеллектуальной собственности, защищать их приоритетом, а потом свободно представлять для всеобщего научного обсуждения.
Структура первой исследовательской работы в области патентной деятельности соответствует школьной работе над ошибками, но только в совершенно новом предмете, о существовании которого многие ученики даже не подозревают. В учебном курсе средней общеобразовательной школы нет не то что предмета патентования, но даже отдельного параграфа в этой области в рамках других предметов. Наверное, это связано с тем, что только отдельные школьники интересуются научно-технической областью, но ещё меньшая часть из них сталкивается с патентами. Об интеллектуальной собственности на школьных уроках тоже ничего не говорят. Когда школьник входит в научное сообщество, сначала не понятны даже многие термины, не говоря о вопросах экспертов. В школьном кружке «Юный физик – умелые руки» получилось так, что вопросы патентной деятельности начали обсуждаться только после прихода инициатора – выпускницы кружка, теперь уже студентки, продолжающей работать преподавателем и наставником учеников.
Первые вывод понятен сразу. Нельзя раскрывать техническое решение до получения охранного документа, или хотя бы до регистрации даты приоритета, то есть подачи заявки.
Ещё одна неудача связана с абсолютно такой же ошибкой, потому что в школьном кружке о патентовании речь зашла слишком поздно для второго устройства. Совершенно новая машина «Рёлоход» не запатентована, потому что все ученики кружка торопились на очередную конференцию. Вывод очень важный. Чтобы не получить отрицательного решения патентной экспертизы, надо внимательно следовать плану не только исследовательской работы, но защите результатов интеллектуальной деятельности (РИД), о которых сейчас начинают говорить очень часто. Собственная ошибка может перечеркнуть возможность получения охранного документа.
Ещё одна ошибка оказалась очень полезной для обучения патентному делопроизводству. С позиции охраны интеллектуальной собственности надо работать, соблюдая принципы римского права, то есть не отступать ни на одну букву от патентного законодательства. Казалось бы, что может быть проще, чем заполнить клетки заявки на патент 86, 71, 72. На обычном языке – это адрес для переписки, заявитель, автор. К чему привела ошибка всего в одной цифре? В адресе для переписки в почтовом индексе была допущена одна ошибка. Казалось бы, не особо критично. Но теряется, как минимум, неделя на почтовые пересылки. С точки зрения патентного права – это очень важно, потому что срок на ответ три месяца, начался с исходящей даты корреспонденции ФИПС.
Выводы.
1. Патентная деятельность быстро переводит школьника из детства к взрослой жизни.
2. Патентную работу надо воспринимать как римское право – не отступать даже от буквы закона.
3. Ни в коем случае не бояться Государственных экспертов по интеллектуальной собственности – всегда помогут.
4. Планировать, экономить время, проверять заявку.
5. Учиться на чужих ошибках намного приятнее, чем на своих.
6. Главное! Сначала патентовать, потом публиковать и выступать.
Структура первой исследовательской работы в области патентной деятельности соответствует школьной работе над ошибками, но только в совершенно новом предмете, о существовании которого многие ученики даже не подозревают. В учебном курсе средней общеобразовательной школы нет не то что предмета патентования, но даже отдельного параграфа в этой области в рамках других предметов. Наверное, это связано с тем, что только отдельные школьники интересуются научно-технической областью, но ещё меньшая часть из них сталкивается с патентами. Об интеллектуальной собственности на школьных уроках тоже ничего не говорят. Когда школьник входит в научное сообщество, сначала не понятны даже многие термины, не говоря о вопросах экспертов. В школьном кружке «Юный физик – умелые руки» получилось так, что вопросы патентной деятельности начали обсуждаться только после прихода инициатора – выпускницы кружка, теперь уже студентки, продолжающей работать преподавателем и наставником учеников.
Первые вывод понятен сразу. Нельзя раскрывать техническое решение до получения охранного документа, или хотя бы до регистрации даты приоритета, то есть подачи заявки.
Ещё одна неудача связана с абсолютно такой же ошибкой, потому что в школьном кружке о патентовании речь зашла слишком поздно для второго устройства. Совершенно новая машина «Рёлоход» не запатентована, потому что все ученики кружка торопились на очередную конференцию. Вывод очень важный. Чтобы не получить отрицательного решения патентной экспертизы, надо внимательно следовать плану не только исследовательской работы, но защите результатов интеллектуальной деятельности (РИД), о которых сейчас начинают говорить очень часто. Собственная ошибка может перечеркнуть возможность получения охранного документа.
Ещё одна ошибка оказалась очень полезной для обучения патентному делопроизводству. С позиции охраны интеллектуальной собственности надо работать, соблюдая принципы римского права, то есть не отступать ни на одну букву от патентного законодательства. Казалось бы, что может быть проще, чем заполнить клетки заявки на патент 86, 71, 72. На обычном языке – это адрес для переписки, заявитель, автор. К чему привела ошибка всего в одной цифре? В адресе для переписки в почтовом индексе была допущена одна ошибка. Казалось бы, не особо критично. Но теряется, как минимум, неделя на почтовые пересылки. С точки зрения патентного права – это очень важно, потому что срок на ответ три месяца, начался с исходящей даты корреспонденции ФИПС.
Выводы.
1. Патентная деятельность быстро переводит школьника из детства к взрослой жизни.
2. Патентную работу надо воспринимать как римское право – не отступать даже от буквы закона.
3. Ни в коем случае не бояться Государственных экспертов по интеллектуальной собственности – всегда помогут.
4. Планировать, экономить время, проверять заявку.
5. Учиться на чужих ошибках намного приятнее, чем на своих.
6. Главное! Сначала патентовать, потом публиковать и выступать.